Москва, Новопесчаная ул., 9
тел: /495/ 775-2818


Когда возникает необходимость оценки для МСФО.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность эмитента является одним из основных элементов, который подвергается анализу при оценке кредитоспособности компании, привлекательности ее ценных бумаг в качестве объекта инвестиций. При этом особое внимание уделяется надежности, доступности, понятности, сопоставимости и достоверности финансовой информации, раскрываемой компаниями в своей отчетности. Такими характеристиками, как известно, обладает финансовая отчетность, составленная в соответствии с междуна-родными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).

МСФО разработаны с целью создания единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета для применения их пользователями при принятии эко-номических решений. МСФО представ-ляют собой международную систему об-щепринятых принципов бухгалтерского учета (International GAAP), которая ши-роко применяется в качестве основы при подготовке финансовой отчетности во многих странах.

МСФО применяются в отношении публикуемой финансовой отчетности всех коммерческих предприятий. Кроме того, эти стандарты могут применяться некоммерческими организациями, а также государственными предприятиями, организациями и учреждениями. МСФО используются при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности общего назначения, удовлетворяющей информационные запросы самых различных категорий потребителей.

Составление отчетности в соответствии с МСФО предусмотрено либо разрешено в 92 странах мира. В Российской Федерации отчетность по МСФО обязательна в банковском секторе с 1 января 2004 г.

Совет по МСФО оказывает существенное влияние на гармонизацию финансовой отчетности через сотрудничество со многими международными организациями, в том числе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (далее - Международная организация). В 2000 г. Международная организация одобрила применение стандартов КМСФО 2000 при составлении финансовой отчетности для целей листинга и купли-продажи на мировых фондовых рынках. Это одобрение означает, что Международная организация рекомендует входящим в нее органам ре-гулирования фондовых рынков разрешить компаниям, чьи акции котируются на фондовых биржах мира, применять МСФО при составлении соответствующей финансовой (бухгалтерской) отчетности (эта рекомендация не является обязательным требованием).

Основными преимуществами МСФО являются:

возможность привлечения зарубежного финансирования;

улучшение корпоративного имиджа путем публикации более качественной финансовой информации и, как следствие, рост степени известности компаний в среде конкурентов, покупателей и на финансовых рынках;

усиление прозрачности отчетности;

повышение уровня сопоставимости финансовой информации, подготовленной в разных странах.

Однако существуют и определенные проблемы, возникающие в связи с пере-ходом на МСФО, например:

перевод финансовой (бухгалтерской) информации в формат МСФО и обучение персонала правилам применения этих стандартов могут быть связаны со значи-тельными затратами;

отсутствие надежных механизмов контроля за соблюдением стандартов учета во многих странах, в том числе и в России, что может вызвать недоверие к качеству предоставляемой финансовой отчетности; заметим, что доверие к отчетности может быть повышено путем использования услуг крупной аудиторской фирмы;

МСФО не занимаются регулированием учета в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, в которых могут применяться национальные нормы, противоречащие требованиям стандартов;

МСФО не содержат развернутых норм корпоративного управления или юридических принципов, вследствие чего могут возникнуть расхождения между МСФО и нормами национальных законодательств, обусловливающие необходимость трансформации стандарта.

Что касается применения МСФО в России, то в отношении секторов эконо-мики, кроме банковского, в настоящее время законодательное регулирование в области МСФО отсутствует.

В заключение обратимся к российским нормативным актам в данной области.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1.07.04 г. № 180, предусматривает обязательный переход до 2007 г. на МСФО общественно значимых хозяйствующих субъектов, к которым отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: ОАО или иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/ или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации. Определение "другие организации" не расшифровано, т.е. к "другим организациям" могут быть отнесены практически любые.

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 16.03.05 г. № 05-5/пз-н (с изменениями от 1.11.05, 12.01.06 г.), ввело требование о необходимости раскрытия акционерными обществами, обязанными раскрывать бухгалтерскую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО или US GAAP, для иностранных инвесторов также и российскими инвесторами.

Очевидно, что дальнейшее усиление прозрачности российских компаний во многом связано с введением законодательных требований по составлению и раскрытию финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с МСФО. Как нам пред-ставляется, назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в том числе в Федеральные законы от 22.04.96 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в части раскрытия информации), от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в части введения требований к представлению отчетности по МСФО), от 26.12.95 г. № 208-ФЗ "Об ак-ционерных обществах" (в части раскрытия информации акционерным обществом, расчета чистых активов и дивидендов на основе отчетности по МСФО). Также, на наш взгляд, следует ввести требование проведения обязательного аудита сводной от-четности (отчетности, составленной в со-ответствии с МСФО), что значительно повысит надежность и ценность представленной финансовой информации.

Введение таких требований должно сопровождаться созданием эффективной системы контроля качества, полноты и своевременности раскрываемой отчетности. Улучшение качества финансовой информации не только будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности, но и позволит управленческому звену организаций получить полное представление об их реальных результатах и условиях финансовой и хозяйственной деятельности.

О. НОВИКОВА Аудиторско-консалтинговая группа "АРИИ"


   Copyright © Департамент Оценки
   Created by IS&D
О Компании Карта сайта Контакты
Rambler's Top100